Опыты на уроке физике.

опыты на уроке физике Наверно нет ни одного ученика, которому не нравилось смотреть опыты на уроке по физике. Довольны все. Ученикам интересно. Учитель выполняет принцип наглядности, делает уроки более интересными. Все это хорошо, но только насколько полезно для изучения физики.

Я не спорю, что физический эксперимент, опыт, демонстрация необходимы при изучении этого предмета. Собственно физику и изучают для того чтобы иметь правильное научное представление об окружающем нас мире. Поэтому ее изучение обязательно должно сопровождаться «ссылками» на этот мир. А это и есть демонстрации физических явлений в лаборатории, фильмы по физике, виртуальные эксперименты, просто примеры из жизни. Тогда ученик видит связь между формулой, законом, определением и реальными физическими явлениями. Понимает, почему закон записан так, а не иначе. Но это как должно быть.

А вот как получается на самом деле. Особенно ученики любят, когда на уроке показывают фильм по физике. И не потому, что они больше узнают из него, укрепят свои знания. Просто на этом уроке не будут спрашивать. А значит, нет шансов получить двойку. А за время просмотра можно и поиграть и поболтать и поспать, если хочется. В лучшем случае, если фильм со «спецэффектами», посмотрят, поудивляются и благополучно забудут. В любой демонстрации ученика интересует не сущность физического явления, а его зрелищность. Если ярко, красиво, со взрывом, то это классный опыт, хороший учитель, на его уроках интересно. А зачем это показывали, как это связано с темой урока, мало кого волнует. При выполнении лабораторной работы не раз сталкивался с такой ситуацией. Сделали работу, получили результат и несут на поверку: «Посмотрите, правильно я сделал?» Смотришь, а в ответе число даже близко не напоминает правильного. Например, заряд электрона получается в несколько Кулон. Спросишь, так невзначай: «А чему равен заряд электрона?» Говорят верную цифру. Значит, пользы от лабораторной работы не было. Не только не проверили теорию на практике, но даже и не поняли, зачем и что проверяли.

* * *

* * *
Может тогда и не делать демонстраций, не проводить лабораторные работы? Нет, все это обязательно должно присутствовать на уроке. Но прежде всего перед любой демонстрацией надо поставить перед учениками цели. Пояснить, для чего этот эксперимент, что они должны увидеть. Задать вопросы, на которые они должны ответить после завершения демонстрации. Можно попросить сделать записи в тетради, отражающие ход опыта. Можно предоставить возможность ученикам сначала высказать свои предположения о ходе эксперимента, а потом сравнить с тем, что получилось. Ученик должен понять, что это не способ их немного разгрузить, дать отдохнуть, а серьезная и важная часть урока.

А если хотите, их развлечь, то сходите с ними в цирк! От этого тоже есть польза и не малая. Но не путай одно с другим.




* * *
Читать еще
* * *
***