Музыка с точки зрения физики.
Что такое музыка? Ответов на этот вопрос может быть столько, сколько человек на него ответит. Но большинство будет говорить о чувствах, приятных ощущениях, особом мире звуков, гармонии.
Ничего из этого не чуждо и для физиков. Но для них это еще и физическое явление, которое можно описать качественно и количественно. Начнем с того, что музыка в частности и любой другой звук вообще, это волна, распространяющаяся в воздухе. Именно физические свойства этой волны и отличают музыку от шума, речь человека от рычания тигра.
Есть категория “меломанов” для которых существенна только одна из характеристик волны – амплитуда, т.е. максимальное смещение частиц воздуха относительно положения равновесия. Амплитуда волны определяет громкость звука, чем больше – тем громче.
Еще одна физическая характеристика это частота звука. Она показывает, сколько колебаний совершают частицы воздуха за одну секунду. Каждой музыкальной ноте соответствует своя определенная частота. При настройке музыкального инструмента как раз добиваются именно того, чтобы он издавал звуки нужной частоты. Правильный набор следующих друг за другом нот, т.е. частот колебаний определяет мелодию.
Один мотив звучит абсолютно по-разному, если он играется на разных инструментах. Физики объясняют это тембром звука. С этим понятием разобраться чуть сложнее. Дело в том, что любое сложное колебание можно разложить на множество простейших, имеющих синусоидальную форму. Наибольшую амплитуду в этом случае будет иметь колебание с наименьшей частотой, той самой частотой, которая определяет тональность звука. Другие колебания будут иметь гораздо меньшую амплитуду и частоты кратные основной. Эти колебания называют обертонами. Для любого музыкально инструмента набор обертонов уникален, примерно как штрих код на упаковке. По нему мы и отличаем гитару от скрипки, мужской голос от женского.
Все эти физические характеристики можно померить физическими приборами. Методами математики, можно разложить любое сложное колебание на простейшие синусоидальные. Зачем все это, может опять физики придумывают проблемы школьникам и студентам? Включите колонки на своем компьютере и послушайте любимую мелодию. Пока вы ее слушаете, процессор не один миллион раз произвел вычисления по математическим формулам, описывающим законы физики, характеризующие звуковые явления. Колонки, кстати, тоже проектировались с учетом этих законов.
* * *
Каждый ребёнок мечтает оказаться хоть на короткий период времени на месте взрослого, представить себя строгим учителем или даже директором школы.
* * *
* * *
Читать еще
* * *